Взаимодействие органов государственной власти

Политико-правовая, управленческая, финансово-экономический и социальный кризис, развивается довольно быстрыми темпами, свидетельствует насущную потребность в формировании принципиально новых подходов в решении вопроса совершенствования правотворческой деятельности органов государственной власти. Понятно, что эффективность результатов правотворческой деятельности зависит не только от умелого использования юридической техники, систематичности и взвешенности в принятии нормативно-правовых актов, а, в первую очередь, от социальной витребуваности этих актов и направленности на урегулирование социально-значимых вопросов. 
Достичь указанного возможно путем внедрение института лоббирования, который зарекомендовал себя в таких развитых демократических государствах мира, как: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Польша. 
К сожалению, в Украине, неоднократные попытки на законодательном уровне закрепить институт лоббирования так и не закончились успехом. И это, прежде всего, вызвано тем, что данный институт конституционного права является новым для Украины и неоднозначно оценивается среди представителей власти и общественности. Так, одни представители вважать институт лоббирования средством преодоления коррупции в высших эшелонах власти, другие - наоборот - узаконением такой коррупции. 
С нашей точки зрения, институт лоббирования должен осуществлять функцию обеспечения эффективного взаимодействия между гражданами, институтами гражданского общества, субъектами хозяйствования с одной стороны , и органами государственной власти с другой, в вопросах формирования и реализации государственной правовой политики и осуществления контроля за правотворческой деятельностью последних. 
Стоит отметить, что лоббистские институты работают не только на уровне страны, в настоящее время, существует много международных организаций, которые лоббируют интересы промышленно финансовых групп, транснациональных корпораций, а также целых государств международных инстанциях. Как пример, можно привести внедрение интересов Российской Федерации в Европейском Союзе, которая осуществляется компанией GPlus. Так, уже в течение нескольких лет эта компания брюссельских консультантов по связям с общественностью обеспечивает коммуникативную поддержку пресс-службы Кремля и компании «Газпром» в высших политических эшелонах Евросоюза, а также работает с европейскими и международными СМИ. 
Вместе с тем, возвращаясь к украинским реалий, считаем, что основные вопросы функционирования института лоббирования необходимо закрепить именно на законодательном уровне, поскольку лишь таким образом возможно обеспечить деятельность лоббистов и лоббистских организаций как легальный демократический путь взаимодействия власти и общества, а также создание эффективных механизмов контроля за лоббистской деятельностью таких структур. 
На сегодняшний день важным шагом во внедрении в Украине института лоббирования на законодательном уровне стало принятие Кабинетом Министров Украины Концепции проекта Закона Украины «О влиянии общественности на принятие нормативно-правовых актов», утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 22 апреля 2009 № 448-р. Эта Концепция была разработана Министерством юстиции при содействии представителей гражданского общества, ученых, экспертов и Программы содействия парламенту II в начале 2009 года. Согласно с положениями Концепции Министерством юстиции Украины также разработан проект Закона Украины «О влиянии общественности на принятие нормативно-правовых актов», который получил положительную оценку во время общественного обсуждения. 
Положениями данного проекта определены основные принципы функционирования лоббистов и лоббистских объединений в Украине, гарантии их деятельности, формы и методы лоббистской деятельности, их отличие от целенаправленного воздействия заинтересованных лиц на органы государственной власти, их должностных и служебных лиц, который имеет признаки коррупции, определены права, обязанности и правила поведения лоббистов и других участников правоотношений, эт ' связанных с лоббированием, а также закреплен порядок осуществления государственного и общественного контроля за осуществлением лоббистской деятельности. Конечно, некоторые положения данного законопроекта требуют доработки, но в целом, этот проект может стать полноценным основанием для внедрения в Украине опыта Европейских стран по функционированию института лоббирования.

 
Яндекс.Метрика