Возмещение налога на добавленную стоимость

Как показывает практика, одной из актуальных проблем практического применения предписаний Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» является вопрос возмещения НДС. Это вызвано несовершенством действующего законодательства по вопросам взимания и возмещения НДС, существование пробелов, а иногда и несогласованности положений действующего законодательства в сфере налогообложения.
Указанное приводит к тому, что в большинстве случаев процедура возмещения НДС затягивается на годы, а в других - налоговые органы вообще отказывают добросовестным плательщикам в возвращении НДС. Как следствие - перебои в работе предприятий, проблемы со своевременной поставкой и оплатой продукции, вынуждено завышения стоимости реализуемых товаров. 

К сожалению, административное обжалование бездействия налоговых органов, как правило, не дают положительного результата. Поэтому, в настоящее время, наиболее распространенным и эффективным способом защиты своих прав в сфере возмещения НДС является судебный.   
В большинстве случаев, предприятия, которым отказали ли возместили НДС, обращаются в административные суды с исковыми требованиями к органам государственной налоговой службы по месту учета плательщика налога и органов государственного казначейства о взыскании суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

Как свидетельствует судебная практика, при рассмотрении данной категории споров органы государственной налоговой службы в обоснование своей позиции ссылаются на внутренние документы, содержание которых сводится к тому, что налоговым инспекциям рекомендуется не предоставлять справок органам государственного казначейства для проведения возмещения без проведения встречных проверок налогоплательщиков, с которыми вступал во взаимоотношения субъект, требует возмещения.

Конечно, такие ссылки являются необоснованными, и, как правило, суды при разрешении споров применяют непосредственно нормы Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», ссылаясь на то, что основания для возмещения НДС установлены исключительно законом, а методические рекомендации или разъяснения ГНА не имеют силы нормативно-правового акта.   
В то же время, учитывая значительную загруженность судебными делами, рассмотрение дела может длиться годами, что конечно не является позитивом для предприятия-налогоплательщика.

Стоит отметить, что судебный способ защиты, хотя он и наиболее эффективным в данной ситуации, не выход из проблемной ситуации по возмещению НДС. Нужно менять и совершенствовать саму процедуры возмещения НДС, используя при этом опыт Европейских стран с положительного решения данного вопроса.

По нашему мнению очередь-необходимыми мерами совершенствования механизма возврата НДС является: Во-первых, возвращение в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» нормы 2005 г., которая предусматривала, Сумма, которая не возмещена плательщику налога в течение установленного срока, считаются бюджетной задолженностью . На сумму бюджетной задолженности начисляются проценты на уровне 120 процентов от учетной ставки НБ Украины, установленной на момент ее возникновения, в течение срока ее действия, включая день погашения. При этом плательщик налога имеет право в любой момент после возникновения бюджетной задолженности обратиться в суд с иском о взыскании средств бюджета и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременном возмещении чрезмерно уплаченных налогов. Считаем, что возвращение такой нормы минимизирует злоупотребления налоговой своими правами, а также позволит предприятиям, которым несвоевременно было выплачено НДС, получать за нарушение своих прав соответствующую бюджета компенсацию в виде начисленной пени.


Во-вторых , с целью ускорения судебного разбирательства дел о возмещении НДС, по нашему мнению, необходимо внести изменения в КАС Украины где предусмотреть особый порядок рассмотрения дел о возмещении НДС. Целесообразно установить, что рассмотрение такой категории дел (в суде первой и апелляционной инстанции) не может длиться более 2-3 месяца.    
Такая мера обеспечит своевременное решение вопроса о правомерности или неправомерности возмещения НДС, а значит, безусловно, будет способствовать эффективному судебной защите налогоплательщика .

В-третьих, в последнее время получила распространение практика, когда при наличии всех оснований для возмещения и проведения проверки, налоговые органы не представляют органу государственного казначейства заключение с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета. При этом, налоговая, также, и не отказывает плательщику в проведении возмещения. 
Таким образом, возникает ситуация, когда налоговая и не отказывает в возвращены НДС и не подает соответствующее заключение органам государственного казначейства, является основанием для перечисления средств из бюджета на счет плательщика.  

При этом, возникает ситуация, когда налогоплательщик вынужден обращаться в административный суд с иском и заявлять два требования одновременно: 1) о признании незаконным бездействие налоговой, по непредставление соответствующему органу государственного казначейства заключение с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета и 2) о взыскание суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. Конечно такая ситуация усложняет судебное разбирательство и дает дополнительные основания для злоупотребления процессуальными правами.

Поэтому, во избежание в дальнейшем такой ситуации предлагаем имплементировать в институт возмещения НДС, недавно введенный в разрешительные сфере - принцип молчаливого согласия, согласно которому, если орган налоговой в течение 30 дней не отказывает налогоплательщику в возмещении НДС, то считается, что налоговая предоставила согласие на такое возмещение. 
При запровадждення принципа «молчаливого согласия», в случае бездействия налоговых органов по предоставлению заключения органам казначейства, по истечении установленного срока, налогоплательщик сможет обращаться с иском в соответствующие органы государственного казначейства только с требованием о возмещении суммы НДС. Более того, согласно п. 4.1. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденного совместным приказом ГНА Украины и Государственного казначейства Украины от 02.07.1997 г. № 209/72, возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета осуществляется органами Государственного казначейства Украины по заключению налоговых органов или по соответствующему решению суда.    

 
Яндекс.Метрика